Сход-развал колес автомобиля: что это, как часто и зачем регулировать углы установки колес

Сход-развал колес автомобиля: что это, как часто и зачем регулировать углы установки колес

Ямы и выбоины в дорожном покрытии, открытые люки, кочки или даже небольшие удары о бордюр приводят к смещению углов установки колес. При процедуре проверки и регулировки «сход-развала» или «развал-схождения» проводят проверку углов установки колес и корректируют их значения до заводских. Рассмотрим подробнее, зачем нужен сход-развал, и в чем он заключается.

ЧТО ТАКОЕ РАЗВАЛ И СХОЖДЕНИЕ КОЛЕС. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕРЯЕМЫЕ И РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Развал – это угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. При правильной установке угла развала шина должна оптимально себя вести при движении по прямой и в повороте. Если у колес автомобиля угол развала сильно различается от заводских значений, то при движении машину будет уводить в сторону, а также будет присутствовать повышенный износ шин.

При положительном развале верхние части шин отклонены в сторону от центральной оси, а при отрицательном направлены к центральной оси. В первом случае происходит износ шины по внешнему краю протектора, во втором шина изнашивается по внутреннему краю.

Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Если смотреть на автомобиль сверху, это можно назвать параллельностью колес друг другу. Угол схода колес влияет на управляемость и способность придерживаться прямой траектории движения.

При положительном схождении передние точки двух колес одной оси находятся ближе друг к другу, чем задние точки – т.е. колеса повернуты внутрь. Ускоренный износ шины происходит по внешнему краю беговой дорожки протектора. При отрицательном схождении задние точки колес одной оси находятся ближе другу к другу, чем передние, визуально шины развернуты наружу, а изнашиваются по внутреннему краю.

ПОЧЕМУ НУЖНО РЕГУЛИРОВАТЬ УГЛЫ УСТАНОВКИ КОЛЕС НА АВТОМОБИЛЕ

Наверняка вы знакомы с тем, что автомобиль при отпущенном рулевом колесе едет в сторону или автомобиль «рыскает» по дороге при прямолинейном движении.

Процедура сход-развала колес выполняется для:

  • повышения курсовой устойчивости (чтобы машину не “вело” в сторону);

  • улучшения управляемости (с правильной установкой углов колес повышается маневренность и уменьшается склонность к заносам);

  • экономии топлива;

  • увеличения срока эксплуатации шин;

  • снижения риска аварии.

КОГДА НУЖНО ДЕЛАТЬ РЕГУЛИРОВКУ УГЛОВ

Рекомендуется проводить процедуру при сезонной смене резины. Но есть причины для внеплановой регулировки:

  • неравномерный или сильный износ резины;

  • ухудшение управляемости машины;

  • замена деталей и элементов подвески или рулевого управления;

  • если при движении по прямой или при попадании в колею или яму машину “ведет” в сторону;

  • после выхода из поворота руль не возвращается в прямое положение;

  • руль остается повернутым в сторону при движении в прямом направлении;

  • при попадании в дорожно-транспортное происшествие.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УГЛОВ УСТАНОВКИ КОЛЕС

В процессе регулировки углы установки колес проверяются и настраиваются согласно спецификациям автопроизводителя. Процедура затрагивает три основных угла: угол развала колес, продольный угол наклона оси поворота колеса (кастор) и углы схождения.

Для регулировки используют специальный стенд, состоящий из компьютера и приборов, которые крепят на колеса автомобиля. Стенды бывают оптическими, лазерными и компьютерными. Оптические стенды работают при помощи световых лучей, определяющих угол наклона колес, в основе работы лазерных лежит использование лазерного луча.

Наиболее популярны компьютерные стенды. В качестве передающих датчиков угла поворота они используют кордовые стенды или ИК-стенды.  Самым точным для измерения и контроля углов колес является 3D-стенд, строящий трехмерную проекцию автомобиля. Именно 3D-стенд мы используем в нашем техническом центре для наиболее точных измерений и регулировочных работ.

Другие статьи рубрики