Сход-развал колес автомобиля: что это, как часто и зачем регулировать углы установки колес
Ямы и выбоины в дорожном покрытии, открытые люки, кочки или даже небольшие удары о бордюр приводят к смещению углов установки колес. При процедуре проверки и регулировки «сход-развала» или «развал-схождения» проводят проверку углов установки колес и корректируют их значения до заводских. Рассмотрим подробнее, зачем нужен сход-развал, и в чем он заключается.
ЧТО ТАКОЕ РАЗВАЛ И СХОЖДЕНИЕ КОЛЕС. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕРЯЕМЫЕ И РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Развал – это угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. При правильной установке угла развала шина должна оптимально себя вести при движении по прямой и в повороте. Если у колес автомобиля угол развала сильно различается от заводских значений, то при движении машину будет уводить в сторону, а также будет присутствовать повышенный износ шин.
При положительном развале верхние части шин отклонены в сторону от центральной оси, а при отрицательном направлены к центральной оси. В первом случае происходит износ шины по внешнему краю протектора, во втором шина изнашивается по внутреннему краю.
Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Если смотреть на автомобиль сверху, это можно назвать параллельностью колес друг другу. Угол схода колес влияет на управляемость и способность придерживаться прямой траектории движения.
При положительном схождении передние точки двух колес одной оси находятся ближе друг к другу, чем задние точки – т.е. колеса повернуты внутрь. Ускоренный износ шины происходит по внешнему краю беговой дорожки протектора. При отрицательном схождении задние точки колес одной оси находятся ближе другу к другу, чем передние, визуально шины развернуты наружу, а изнашиваются по внутреннему краю.
ПОЧЕМУ НУЖНО РЕГУЛИРОВАТЬ УГЛЫ УСТАНОВКИ КОЛЕС НА АВТОМОБИЛЕ
Наверняка вы знакомы с тем, что автомобиль при отпущенном рулевом колесе едет в сторону или автомобиль «рыскает» по дороге при прямолинейном движении.
Процедура сход-развала колес выполняется для:
повышения курсовой устойчивости (чтобы машину не “вело” в сторону);
улучшения управляемости (с правильной установкой углов колес повышается маневренность и уменьшается склонность к заносам);
экономии топлива;
увеличения срока эксплуатации шин;
снижения риска аварии.
КОГДА НУЖНО ДЕЛАТЬ РЕГУЛИРОВКУ УГЛОВ
Рекомендуется проводить процедуру при сезонной смене резины. Но есть причины для внеплановой регулировки:
неравномерный или сильный износ резины;
ухудшение управляемости машины;
замена деталей и элементов подвески или рулевого управления;
если при движении по прямой или при попадании в колею или яму машину “ведет” в сторону;
после выхода из поворота руль не возвращается в прямое положение;
руль остается повернутым в сторону при движении в прямом направлении;
при попадании в дорожно-транспортное происшествие.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УГЛОВ УСТАНОВКИ КОЛЕС
В процессе регулировки углы установки колес проверяются и настраиваются согласно спецификациям автопроизводителя. Процедура затрагивает три основных угла: угол развала колес, продольный угол наклона оси поворота колеса (кастор) и углы схождения.
Для регулировки используют специальный стенд, состоящий из компьютера и приборов, которые крепят на колеса автомобиля. Стенды бывают оптическими, лазерными и компьютерными. Оптические стенды работают при помощи световых лучей, определяющих угол наклона колес, в основе работы лазерных лежит использование лазерного луча.
Наиболее популярны компьютерные стенды. В качестве передающих датчиков угла поворота они используют кордовые стенды или ИК-стенды. Самым точным для измерения и контроля углов колес является 3D-стенд, строящий трехмерную проекцию автомобиля. Именно 3D-стенд мы используем в нашем техническом центре для наиболее точных измерений и регулировочных работ.